❌ Статьи

Как должен располагаться верх балластной призмы при железобетонных шпалах

Железнодорожный путь — это не просто рельсы, по которым мчатся поезда. Это сложная система, где каждый элемент играет свою важную роль. И балластная призмы, лежащая в основе железнодорожного полотна, — не исключение. Она обеспечивает устойчивость, дренаж и комфорт для поезда, а ее правильное расположение — залог безопасности и долговечности пути.

Разбираемся с балластной призмой:

Балластная призма — это слой щебня, который укладывают под шпалы. Она служит для:

  • Устойчивости пути: Балластная призма распределяет нагрузку от поезда по всей своей площади, предотвращая деформацию и проседание пути.
  • Дренажа: Щебень пропускает воду, предотвращая ее скопление под шпалами и образование наледи.
  • Амортизации: Балластная призма смягчает вибрации, возникающие при движении поездов, повышая комфорт для пассажиров и продлевая срок службы пути.
Разные шпалы — разные требования:

В зависимости от типа шпал, используются различные требования к расположению балластной призмы.

  • Деревянные шпалы: Верх балластной призмы должен быть на 3 см ниже верхней пласти шпал. Это необходимо для того, чтобы обеспечить надлежащий дренаж и предотвратить гниение древесины.
  • Железобетонные шпалы: Верх балластной призмы должен быть в одном уровне с верхней пластью средней части шпал. Это обеспечивает максимальную устойчивость и равномерное распределение нагрузки.
Особое внимание — обочине:

Обочина земляного полотна — это важная часть железнодорожного пути, которая служит для:

  • Защиты пути от осыпания: Обочина предотвращает попадание грунта на путь, что может привести к его деформации.
  • Обеспечения безопасности движения: Обочина позволяет машинисту видеть путь, а также служит для размещения сигнальных устройств.
Расположение обочины:
  • Обочина земляного полотна должна располагаться не ниже 60 см от верха балластной призмы.
  • Ширина обочины зависит от категории пути:
  • IV-VII категории: не менее 0,40 м
  • I-III категории: не менее 0,50 м
  • Скоростные линии: не менее 0,50 м
Ширина плеча балластной призмы:

Ширина плеча балластной призмы — это расстояние от края шпал до края балластной призмы. Она должна быть не менее:

  • Бесстыковой путь: 25 см
  • Звеньевой путь: 20 см
Минимальная толщина балластного слоя:

Толщина балластного слоя под шпалой зависит от скорости движения поездов:

  • Скоростные линии (141— 200 км/ч): не менее 40 см.
  • Ширина плеча балластной призмы на скоростных линиях: не менее 45 см.
Поверхность балластной призмы:

Поверхность балластной призмы должна быть:

  • Железобетонные шпалы: в одном уровне с поверхностью средней части шпал.
  • Деревянные шпалы: на 3 см ниже верхней постели шпал.
Планировка поверхности балласта:

Планировка поверхности балласта должна выполняться с уклоном 0,01 в обе стороны от оси земляного полотна. Это обеспечивает отвод воды и предотвращает ее скопление под шпалами.

Толщина балласта на мостах и в тоннелях:

Толщина балластного слоя под шпалой на мостах и в тоннелях должна быть:

  • 1-4 класс: не менее 25 см.
Выбор шпал:
  • Бесстыковой путь: железобетонные шпалы при толщине балласта более 20 см.
  • Звеньевой путь: деревянные шпалы скреплении КД при толщине балласта менее 20 см.
Заключение:

Правильное расположение балластной призмы — это залог безопасности и долговечности железнодорожного пути. Важно учитывать тип шпал, категорию пути, скорость движения поездов и другие факторы. Соблюдение этих требований позволит обеспечить комфортную и безопасную поездку для пассажиров и грузов.

Советы:
  • При выборе материалов для балластной призмы, обращайте внимание на их качество и соответствие стандартам.
  • Регулярно проводите осмотр балластной призмы и своевременно устраняйте дефекты.
  • Не допускайте скопления воды под шпалами, своевременно удаляйте ее.
FAQ:
  • Зачем нужна балластная призма? Балластная призма обеспечивает устойчивость, дренаж и комфорт для поезда.
  • Как правильно расположить балластную призму? Расположение балластной призмы зависит от типа шпал и категории пути.
  • Какая минимальная толщина балластного слоя? Толщина балластного слоя зависит от скорости движения поездов.
  • Как часто нужно осматривать балластную призму? Осмотр балластной призмы необходимо проводить регулярно, чтобы своевременно выявлять и устранять дефекты.
  • Что делать, если на балластной призме скопилась вода? Необходимо своевременно удалить воду, чтобы предотвратить ее скопление под шпалами и образование наледи.
Вверх